версия для слабовидящих


Образование

Реализуемый уровень образования — дошкольное образование.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок обучения по основной образовательной программе — 5 лет.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований — 220 человек.

Отсутствуют образовательные программам за счет бюджетов субъектов РФ.

Отсутствуют образовательные программам за счет местных бюджетов.

По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц — 79 человек.

Обучение ведется на русском языке.

В учреждении  реализуется основная образовательная программа МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №39».

В учреждении реализуется адаптированная  образовательная программа для детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития.

Образовательные программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии не используются.

Описание основной образовательной программы МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №39».

 

Общеобразовательная программа МАДОУ (далее Программа) разработана во исполнение п.5 ст. 12 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г.) и в соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).

Основная образовательная программа ДОУ (далее Программа)  обеспечивает поддержку становления и развития у воспитанников познавательной активности, готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования), привычки к здоровому активному образу жизни через предоставления им возможности влиять на содержание и отдельные элементы образовательного процесса. Программа ДОУ определяет содержание образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, педагогические технологии, методы и приемы) в данном учреждении.

Цель Программы: Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

. Цель Программы достигается через решение следующих задач, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  4. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  5. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, активной жизненной позиции, формирование предпосылок учебной деятельности;
  6. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  8. обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека;

Цели и задачи организации работы  с детьми раннего возраста (1,63)

  • Поддержка интереса к окружающим предметам и активным действиям с ними; стремления проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Расширение диапазона культурно фиксированных предметных действий, знания назначения бытовых (игровых) предметов и умения пользоваться ими.
  • Овладение правилами элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); первичными представлениями об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Овладение активной речью, включение в общение – обращение с вопросами и просьбами; поддержка использования пассивной и активной речи как становится полноценным средством общения с другими детьми;
  • Поддержка интереса к продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию, аппликации); к участию в играх, в том числе подвижных, в действиях, связанных различными видами движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

— Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

— Поддержка  интереса к разным видам двигательной активности.

— Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.

Цели и задачи организации работы  с детьми младшего дошкольного возраста (35)

  • Психолого-педагогическая поддержка овладения основными культурными средствами, способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, и др.; способности выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; стремления к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, к участию в совместных играх; способности к сотрудничеству и выполнению как лидерских, так и исполнительских функций в совместной деятельности.
  • Развитие установки положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе; чувства собственного достоинства. Развитие предпосылок для формирования избирательных интересов и познавательных действий.
  • Коррекция индивидуальных особенностей развития познавательной и речевой сфер.

 

Цели и задачи организации работы  с детьми старшего дошкольного возраста (57)

— Психолого-педагогическая поддержка развития любознательности, самостоятельности и активности в познавательной и учебной деятельности. Актуализация, уточнение, расширение, обобщение представлений о предметах, событиях, явлениях окружающего мира (целостный образ, личностный смысл, отношение). Развитие навыков рефлексивности.

Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости), навыков здоровьесбережения. Приобщение к спортивной жизни МАДОУ, города, страны. Развитие навыков самоорганизации, навыка элементарного саморегулирования активности

Развитие познавательной активности, расширение диапазона способов удовлетворения интересов и образовательных потребностей и умения выбирать доступные способы познания.

Планируемые результаты:

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием для оценки качества образования.

Целевые ориентиры в раннем возрасте.

К трем годам ребенок:

– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

– с удовольствием двигается;

– ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

К семи годам:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного.

Оценка текущей (актуальной) ситуации в развитии детей, а также определение ближайших перспектив развития, осуществляется на основе:  сбора фактов, полученных в ходе регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни, в процессе непосредственно образовательной работы с ними, анализа продуктов детской деятельности, общения с дошкольниками с последующим обсуждением всеми участниками образовательной деятельности, причастными к развитию ребенка.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Внешние проявления ключевых характеристик отражаются в журнале «Динамики достижения детей группы».

Содержательная часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса строится  с приоритетом  на речевое и социально-коммуникативное   развитие.

Речевое развитие строится на основе использования программы В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Укреплению эмоционального здоровья детей способствует  реализация программа Т.В. Ананьевой « Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Для детей раннего возраста от 9 месяцев до 2-х лет в детском саду работает группа кратковременного пребывания (группа адаптации). Работа ведется по программа Т.А. Бобровой  «Программа адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ»

 

Работа по физическому развитию ведется на основе программы  Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду».

Художественно-эстетическое направление, представлено программой «Камертон», которая   предусматривает совершенствование музыкально-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного  возраста и ориентирована на формирование музыкальности ребенка с первого года жизни.

Познавательное развитие детей реализуется в МАДОУ через проектную деятельность с учётом инициативы и образовательных потребностей детей.

В МАДОУ при появлении ребёнка с особенностями здоровья, предполагающими форму домашнего обучения, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения образовательного процесса. Программа разрабатывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей ребенка.